Александра Машкова-Благих: Популярность семейного формата обучения школьников растет
Российская правозащитница и председатель «Союза Родительских Организаций» отметила, что в наше время все больше родителей выбирают семейный формат изучения школьной программы для своих детей. Она акцентировала внимание на том, что 10–15 лет назад семейное образование было скорее исключением, вызванным индивидуальными особенностями родителей и детей, а также образом жизни семьи. Однако сейчас семьи все чаще принимают решение о переходе на такой формат, указывая на низкое качество образования в традиционных школах как основную причину.

— Портрет людей, переводящих детей на семейное обучение, за последние 15 лет заметно изменился. Напоминаю, что этот формат существует в нашей стране с 1993 года. Ранее на семейное образование уходили в основном по религиозным причинам. Часто это были одаренные дети, стремящиеся учиться в своем ритме. Также имелся небольшой процент детей командировочных и спортсменов. Сегодня типичный портрет семейников — это большая семья с взрослыми родителями и тремя и более детьми. Родители таких семей стремятся обеспечить своим младшим детям спокойный ритм обучения и акцентируют внимание на гармоничном воспитании. Парадоксально, но образование в таких семьях часто оказывается второстепенным. Это было доступно не каждому, и, как правило, это были обеспеченные родители, которые хотели создать лучшие условия для своих младших детей, — отметила Машкова-Благих.

В разговоре с журналистами издания «СПБ Трибуна» общественный деятель добавила, что картина семейников полностью изменилась около 4–5 лет назад.

— Теперь на семейное образование стали массово уходить молодые семьи с одним ребенком. Возникло огромное количество родителей, которые только родили первенца и уже готовят его к семейному образованию, отказываясь от государственной системы. Почему? Причина кроется в низком уровне качества образования и крайне неэффективном расходовании времени ребенка и родителей. То есть при возросшей часовой нагрузке качество уроков и качество знаний у детей все ниже и ниже. И к этому плюсуется совершенно нездоровая обстановка, в которой отсутствует уважение и к учителю, и к родителю, и к ребенку. Тенденция перехода на семейное образование нарастает с каждым годом. И уже появились первые современные выпускники такого формата обучения. Оказалось, что они весьма успешны по жизни, более конкурентоспособны и владеют предметами сильно выше сверстников. Собственно, поэтому молодые родители уже стали смотреть на семейное образование как на единственный возможный вариант эффективного обучения для своих детей, — подчеркнула Машкова-Благих.