— Я решительно против создания подобных курсов. Опыт их применения в США и Европе показывает их неэффективность. Обычно это сводится к освоению бюджета и имитации активной работы, тогда как настоящие проблемы остаются нерешенными. Родителей и детей пугают необходимостью посещать занятия с непонятными специалистами. Однако борьба с буллингом требует совершенно иного подхода.
Важно понимать, что буллинг или подростковая агрессия — это не только насилие в школьных стенах. Эти явления повсеместны и будут существовать всегда. Если в учебном заведении, особенно среди педагогов и руководства, наблюдается низкий уровень благородства и сомнительная морально-нравственная позиция, то невозможно заставить детей вести себя достойно. Школы часто пренебрегают родителями и учениками, в них отсутствуют мероприятия, которые могли бы объединить детей, нет моральных и нравственных идеалов. Ожидать, что какие-то курсы по работе с хулиганами решат проблему, наивно, — подчеркивает Машкова-Благих.
В интервью сетевому изданию «Санкт-Петербург Инфоньюс» она отметила, что в советское время проблемы травли в школах решались совершенно иначе.
— Если говорить про хулиганов, которые занимаются систематическими унижениями, то в Советском Союзе эта история решалась просто. Подобных товарищей выводили в спецшколы открытого типа, в стенах которой с ними работали и правоохранительные органы, и социальные педагоги, и психологи совсем другого уровня. И тогда это прекрасно работало. То есть если вы понимаете, что хулиган терроризирует детей — выводите его из коллектива в общество себе подобных и уже там проводите серьезную работу. Никакого толка от курсов и профилактических бесед не будет, — уверена Машкова-Благих.