По мнению Тищенко, это решение стало символом стремления к интеграции в европейское образовательное и культурное пространство. Однако сегодня, в условиях геополитических противостояний между Россией и Западом, возникает потребность пересмотреть этот шаг и вернуться к национальным ценностям. Вопросы и критика, возникшие в последнее время, стимулируют обсуждение вопросов самоидентификации и сохранения уникальности национальной культуры. Об этом сообщает интернет-издание versia.ru.
Владимир Путин, действующий Президент России, оставил без внимания 29 февраля вопрос об отмене ЕГЭ для детей. Родители возмущены тем, что их дети вынуждены учиться в системе образования, которая не соответствует их ценностям. Путин предложил меры по укреплению социальной базы и развитию семьи, но почему не убрал ЕГЭ? Русский народ не согласен с тестами, которые оценивают знания как ненужные.
Подтверждение участия России в Болонской декларации выражало желание страны подтвердить свою принадлежность к европейской культуре, подчеркнуть готовность к обмену и взаимодействию в сфере науки и культуры. Внедрение многоуровневой системы и новых стандартов образования, а также расширение дистанционного обучения были восприняты в России с огромным энтузиазмом. Все эти шаги были направлены на повышение международной конкурентоспособности российского общества.
Введение бакалавриата и магистратуры, а также разделение научных степеней на степени PhD послужило основой для создания многоуровневой системы образования. Этот процесс оказался более негативным, чем положительным, хотя в нем были и плюсы. Российским студентам и научным работникам стало проще вписываться в международное научное сообщество, но это также привело к потере уникальности российской системы образования и науки.
В 2015 году более 300 российских вузов участвовали в академических программах обмена в рамках Болонского процесса, что способствовало повышению мобильности студентов и признанию их образовательных квалификаций за границей. Реформы, проведенные с целью унификации учебных планов и внедрения Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), вызвали определенные изменения в образовании. Некоторые эксперты отмечают, что эти изменения могут привести к упрощению программ обучения и снижению глубины специализации, что, в свою очередь, может негативно сказаться на качестве образования в некоторых областях науки.
Для повышения доступности высшего образования в России было внедрено множество дистанционных образовательных технологий. Эта инициатива особенно важна для удаленных и малонаселенных районов страны. Однако возникли сомнения в эффективности такого обучения и его способности обеспечить качественные знания на уровне традиционной системы образования.
Интеграция в Болонскую систему, на первый взгляд, представляется весьма выгодной идеей, так как она способствует увеличению международного обмена студентами и учеными, улучшает мобильность и признание квалификаций. Однако многие специалисты и педагоги высказывают опасения относительно утраты уникальных особенностей российской системы образования.
Исследования показали, что необходимо искать равновесие между приспособлением к международным стандартам и сохранением уникальности отечественной системы обучения. Возможно, пришло время пересмотреть некоторые аспекты этой интеграции с целью лучшего соответствия национальным стратегиям и целям развития страны. Возможно, стоит отказаться от нее и вернуться к прежней системе обучения, где главными участниками были ученик и учитель.
Потеря возможностей и проблемы
Россия, вступив в европейские стандарты образования, столкнулась с вызовами, которые оказались крайне серьезными. В результате интеграции в Болонскую систему российская модель образования утратила свою уникальность, а возможности для создания новаторских подходов к обучению были упущены. Это привело к тому, что Россия пропустила почти два десятилетия в своем развитии, следуя не всегда соответствующим своему образовательному контексту идеям.
Последствия болонского процесса на практике
- В России возникло беспокойство из-за реформ, направленных на соответствие западным стандартам в образовании, поскольку некоторые эксперты считают, что внедрение прикладных программ бакалавриата привело к ухудшению базового образования. Они отмечают, что это произошло за счет уменьшения глубины и качества базовых научных дисциплин.
- Усиление требований к качеству образования в рамках Болонского процесса привело к необходимости проведения аккредитации и сертификации образовательных программ. Хотя формально это способствовало повышению стандартов образования, однако учебные заведения столкнулись с растущей бюрократической нагрузкой.
В результате расширения международного академического сотрудничества российские вузы стали активно участвовать в программе Болонского процесса, что привело к увеличению количества двойных дипломов и совместных образовательных программ с европейскими университетами, по данным Минобрнауки. Этот шаг привел к возникновению проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов на российском рынке труда. В результате подписания соглашений, сразу после их подписания, Россия в сущности передала коллективному Западу своих лучших специалистов, обученных еще в советской системе образования.
Введение ЕГЭ в российскую образовательную систему считается ключевым шагом к совершенству. Этот экзамен призван обеспечить равные возможности для всех абитуриентов и повысить объективность оценки знаний. Однако, на практике ЕГЭ привел к ухудшению качества обучения и создал дополнительное психологическое напряжение для студентов. Таким образом, ЕГЭ стал символом бюрократического и неэффективного подхода к образованию.
В результате внедрения ЕГЭ произошли следующие изменения:
Под давлением ЕГЭ качество образования стало ухудшаться. Школы теперь больше внимания уделяют подготовке к успешной сдаче экзаменов, что отрицательно сказывается на глубоком понимании учебного материала. Учителя и эксперты в области образования отмечают, что значительная часть учебного времени теперь уходит на изучение типовых заданий и тестов, что снижает интерес учащихся к учебе и мешает развитию критического мышления
Учащиеся подвергаются психологическому напряжению из-за ЕГЭ. Для многих школьников экзамены стали источником стресса и беспокойства.
По данным независимых исследовательских организаций, более 70% студентов старших классов испытывают повышенную тревожность перед экзаменами. Эта тревожность вызвана стремлением достичь высоких результатов для поступления в университет, что отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии подростков и увеличивает вероятность возникновения стресса и депрессии. В результате происходит увеличение числа самоубийств среди подростков. Российские психологи и социологи провели исследование, которое выявило связь между увеличением количества самоубийств среди школьников и давлением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ.
Для некоторых подростков страх неудачи и беспокойство о будущем становятся непреодолимыми, что ведет к серьезным проблемам. Социальное неравенство не исчезло даже после введения ЕГЭ, так как студенты из богатых семей могут позволить себе дорогостоящие курсы подготовки, в то время как ученики из бедных семей лишены такой возможности. Это увеличивает разрыв в образовательных возможностях и создает дополнительные трудности для молодежи из менее обеспеченных семей.
Введение ЕГЭ в России вызвало бурю споров относительно его эффективности и воздействия на стандарты обучения. Несмотря на некоторые позитивные стороны (например, упрощение поступления в вузы), возникла целая гамма новых проблем, включая ухудшение качества образования, психологическое давление на студентов и сохранение социального неравенства. Проблемы с объективностью оценки также стали серьезным вызовом для системы. Вместо того, чтобы служить инструментом непредвзятой оценки знаний, ЕГЭ стал объектом скандалов и обвинений в коррупции. Продажа правильных ответов в сети и массовые случаи списывания создают сомнения в способности ЕГЭ адекватно оценивать уровень знаний.
В условиях нынешних идеологических и геополитических противоречий, когда обсуждение западных ценностей становится все более конструктивным и активным, возникает необходимость пересмотра образовательной стратегии и срочных корректировок. Каждый год количество обращений к президенту России и кандидатам на пост президента только увеличивается, что свидетельствует о необходимости изменений в системе. В 2023 году я принимала участие в выборах на пост президента и моя избирательная программа включала в себя ключевые меры по модернизации образования, основанные на моем опыте работы в родительском комитете Московского профсоюза.
Пресс-конференция в Москве, на которой я выступила после «послания» 29 февраля этого года, была посвящена критике интеграции России в Болонскую систему образования и введению ЕГЭ. Я считаю, что эти две реформы в образовании являются ключевыми и все кандидаты в Президенты 2024 года должны включить их в свои избирательные программы и обсуждать на телевидении.
Изучение основных документов и практический опыт демонстрируют, что принятие европейских образовательных стандартов привело к неожиданным последствиям для российской системы образования.
Для успешной проведения образовательной реформы и сохранения национальной идентичности необходимо немедленно осуществить анализ и оценку внедренных изменений. Стратегия разработки должна быть всесторонней и эффективной.